Инвесторы создают креативные пространства для самовыражения

Новости

Выставочный комплекс Artplay, открывшийся в конце 2016 г. в бывшем здании конструкторского бюро на Охте, посетило более 35 000 человек. Это самый масштабный после Новой Голландии (см. врез) проект креативного пространства в Петербурге. Artplay предусматривает создание хобби-центра и рекреационной зоны, реконструкцию исторических зданий казарм Новочеркасского полка, его общая стоимость – 4,2 млрд руб., срок окупаемости – около 10 лет, сообщил директор проекта Artplay SPb Руслан Чернобаев. Инвестор – ООО «Тандем истейт», принадлежащее, по данным «СПАРК-Интерфакса», люксембургскому Numisma Invest S.A.R.L. Помимо Artplay инвестор хотел бы развивать как креативный кластер Конюшенное ведомство, если подпишет концессию с городом, передал через пресс-службу гендиректор «Тандем истейта» Станислав Асиновский. По его словам, инвестиции в размере 2,1 млрд руб. окупятся за 48 лет.

Группа «Севкабель» в сентябре планирует открыть общественное пространство «Порт Севкабель» на 3 га своей территории (бывший завод Siemens & Halske) – здесь будет набережная, спортивные и игровые зоны, event-площадка, фудкорт, киноконцертный клуб, образовательный центр и проч. Вторую очередь планируется открыть весной 2018 г., завершить реновацию цехов – осенью 2018 г. Около 20% заводских площадей будут сдаваться в аренду, они освободились после модернизации, производство останется в соседнем здании, объяснил представитель «Севкабеля». Он не называет инвестиций, уточняя, что окупить их планируется примерно за 5–7 лет за счет сдачи площадок в аренду, предоставления сопутствующих услуг и проведения мероприятий. Компания рассчитывает примерно на 500 000 посетителей в год. Поступают заявки на аренду, больше всего их от ресторанов, за места на фудкорте уже разворачивается борьба, говорит представитель завода.

«Музей стрит-арта Санкт-Петербург» арендуют под мероприятия примерно 30 раз в год, плата – от 3000 до 1,5 млн руб. – зависит от формата сотрудничества, времени и характера мероприятия, говорит его представитель. Например, фестиваль блогеров Vidfest арендовал весь музей, фестиваль Present Perfect – котельную и уличное пространство, фестиваль Hypethon обошелся только котельной. Инвестиции в проект – $1 млн. «Мы сдаем площадку не всем подряд, а только тем мероприятиям или организациям, которых считаем близкими нашей политике и позиционированию», – уточняет представитель музея. С января по июль 2017 г. музей посетило около 50 000 человек.

Создание пространства «Тайга» обошлось не дороже 100 000 руб., резиденты вкладывались в равных долях небольшими деньгами, многие на начальном этапе – собственным трудом, вспоминает основатель «Тайги» Марк Калинин. «Изначально не было задачи становиться публичным пространством. Здание мы нашли после того, как перестали своим коллективом помещаться в квартирах», – рассказывает он.

Арендная ставка в «Порт Севкабель» – от 650 руб. за 1 кв. м в месяц, в Artplay – от 600 до 1200 руб. за 1 кв. м. По словам Чернобаева, пул будущих резидентов сформирован на 80%, это архитекторы, дизайнеры, ритейлеры предметов интерьера, арт-объектов, рекламные, коммуникационные и digital-агентства, художники, модельеры, заселение первых резидентов планируется осенью 2017 г.

В 60 креативных пространствах Петербурга, которые занимают более 300 000 кв. м, около 470 арендаторов, посчитала руководитель отдела исследований Knight Frank в Петербурге Светлана Московченко. Помещения с косметическим ремонтом часто сдаются по 500–700 руб. за 1 кв. м в месяц, без ремонта – по 300–350 руб. (с учетом коммунальных услуг), говорит Московченко. В большинстве случаев арендная ставка находится в диапазоне от 800 до 1200 руб. за 1 кв. м (не для общепита), она определяется индивидуально в зависимости от успешности пространства и типа арендатора, говорит руководитель отдела исследований JLL в Петербурге Владислав Фадеев. Этот сегмент рынка недвижимости еще не насыщен, полагает он.

По оценке Чернобаева, в Петербурге около 30 креативных пространств, значительной конкуренции на рынке пока не наблюдается, но в среднесрочной перспективе ее можно ожидать.

Объем инвестиций в создание креативного пространства ниже, чем при классическом девелопменте, считают эксперты. Часто пространства не требуют существенных вложений, так как будущие участники проекта гибки в части условий – с точки зрения состояния помещений, их внешнего облика, конфигурации, перечисляет Фадеев. По его мнению, доходность таких проектов предсказать сложно, особенно если собственник берется управлять пространством самостоятельно. По его мнению, в отличие от офисного девелопмента, когда затраты на управление невелики и достаточно понятно структурированы, при развитии креативного пространства именно на управленческие затраты и усилия приходится основная доля успеха проекта.