Россия впервые с 2008 года уступит лидерство среди европейских стран по открытию новых ТЦ

Новости

До конца 2017 года российский рынок торговых центров пополнится еще 806 2000 кв.м, что будет также на треть ниже итогов второго полугодия прошлого года. В результате общий объем торговых площадей в России превысит 24 млн кв.м.

Таким образом, по итогам 2017 года Россия впервые с 2008 года уступит лидерство по объему ввода среди европейских стран с результатом 1,14 млн кв.м.

Оксана Копылова, руководитель аналитики торговой и складской недвижимости JLL, комментирует: «Первое место в данном рейтинге займет Турция, где на текущий год заявлено 1,66 млн кв.м. В отличие от большинства стран Европы, Россия и Турция характеризуются «молловой» моделью рынка, когда высокие темпы роста достигаются вводом крупных проектов. Кроме того, Россия и Турция имеют относительно низкую насыщенность качественными торговыми площадями на уровне 163 и 139 кв.м на 1 тысячу жителей, соответственно, в то время как средний показатель по Европе равен 213 кв.м. В тройку лидеров ввода новых площадей также входит Польша (331 000 кв.м). Украина в этом рейтинге занимает 13-ю строчку с объемом ожидаемого предложения торговых центров на уровне 72 600 кв.м».

Ввод торговых центров в Европе

«Снижение темпов ввода торговых площадей в России обусловлено рядом факторов, которые наложились друг на друга. Важное влияние на рынок оказали экономические причины – рецессия снизила активность как ритейлеров, так и девелоперов. Как следствие, проекты, начатые в докризисный период, сейчас находятся в финальной стадии или уже ввелись, а список анонсированных проектов существенно сократился. Поэтому в перспективе не исключено возникновение дефицита качественного предложения – новых площадок для дальнейшего развития розничных операторов просто не будет», – говорит Екатерина Земская, региональный директор и руководитель департамента торговой недвижимости компании JLL.

Снижение темпов строительства торговых площадей в России также связано с переходом рынка в стадию относительного насыщения. Хотя еще довольно много локаций, в которых качественные торговые объекты практически отсутствуют, в наиболее привлекательных для девелоперов и ритейлеров городах, в первую очередь в миллионниках, первичный дефицит качественных торговых площадей уже ликвидирован.

Среди крупнейших объектов, уже введенных в 2017 году в регионах России, стоит отметить такие торговые центры, как «Ривьера» в Липецке (61 000 кв.м), «Акварель» в Тольятти (41 000 кв.м), тертья очередь ТЦ «Центр Галереи Чижова» (25 000 кв.м) и «ЦУМ» (16 000 кв.м), открытый после реконструкции в Воронеже.

Основной ввод ТЦ в 2017 году – 42% от его общего объема – традиционно ожидается в городах с населением менее 1 млн человек. В частности, заявлено открытие второй очереди ТЦ «Европа» в Курске (80 000 кв.м), ТЦ «Сказка» в Краснодаре (30 700 кв.м), второй очереди ТЦ «Красная площадь» в Новороссийске (27 400 кв.м), ТЦ «Соломбала Молл» в Архангельске (20 300 кв.м) и ТЦ «Обними» в Обнинске (17 000 кв.м).

В этом году примерно 35% новых торговых центров заявлены в Москве и Московской области. Среди основных проектов, ввод которых ожидается в Московском регионе до конца года, – «Vegas Кунцево» (113 400  кв.м), «Торговый парк N1 Жуковский» (45 700 кв.м), «Видное парк» (45 000 кв.м) и «Арена плаза» (20 000 кв.м).

Около 23% от общероссийского объема нового предложения будет введено в городах-миллионниках. Среди крупнейших заявленных к вводу до конца года центров следует отметить вторую очередь ТЦ «Мегамаг» (74 700 кв.м) и ТЦ «Парк» (24 500 кв.м) в Ростове-на-Дону, ТЦ «Европейский» в Новосибирске (45 000 кв.м), а также ТЦ «Зеленый» в Красноярске (23 600 кв.м), в котором начнет работу первый в городе гипермаркет сети «Ашан».

При этом в Санкт-Петербурге в 2017 году ввода торговых центров не ожидается.

Ввод торговых центров в России

«Сегодня мы наблюдаем начало нового цикла девелоперской активности в сегменте торговой недвижимости. Региональные девелоперы продолжают фокусироваться на небольших городах, отличающихся низким уровнем проникновения профессионального ритейла и относительно высокой покупательной способностью. Особого внимания с этой точки зрения заслуживают города с населением меньше 500 тыс. человек: на их долю придется четверть новых торговых центров, открытых до конца 2017 года», – говорит Полина Жилкина, директор по России и СНГ и руководитель направления ритейл консалтинга департамента торговых площадей компании JLL.

Источник: zdanie.info